Статьи

Памятка заёмщику

Много написано и переписано (и на этом ресурсе) про займы, кредиты, заемщиков и займодавцев. Про коллекторов тоже (это отдельная песня). А вопросов у людей не меньше, да что там не меньше – все больше. Подкидывает новости и Центробанк России (он же озабочен тем, чтобы все было правильно в кредитной сфере — нет, правда, кроме шуток).

Письмо ЦБ РФ

Вышла новость, что Банк России в информационном письме от 26 июля 2019 г. № ИН-06-59/65, называемом «Об указании платных дополнительных услуг в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа)» напомнил кредиторам (банкам, различным МФО) о том, что все кредиторы де должны не забывать указывать в заявлении на получение потребительского кредита на согласие заемщика получать дополнительные услуги, связанные с получением кредита, в том числе на заключение дополнительных договоров, заключение которых обусловлено получением конкретного потребительского кредита.

Теперь – человеческим языком, что же это такое.

Кто сталкивался с потребительским кредитом, тот знает (если на радостях не забыл), что перед получением заветной суммы подписывается так называемое заявление на получение потребительского кредита. Это заявление заменяет собой договор потребительского кредита.

Подписывая его, вы подписываете не заявку на получение кредита, а сам договор, поэтому в данном заявлении ставится подпись и представителя банка (МФО).

Это надо понимать и помнить — подписали такое заявление, значит подписали договор потребительского кредита со всеми условиями, с которыми Вы согласились. Поэтому его надо внимательно читать. Очень.

Так вот, Банк России указанным выше письмом просто напомнил всем-всем кредиторам о необходимости выполнения требований ФЗ РФ «О потребительском кредите», мол не нарушайте. Никого ни к какому ответу этим письмом Банк России не призвал.

Что говорит закон?

Именно в ст 7 упомянутого Закона содержится следующее:

«Если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа)».

Для всех заемщиков по потребительскому кредиту это значит следующее:

  • договор потребительского кредита будет заключен с момента подписания Вами заявления на его получение и передачи этого заявления сотруднику банка;
  • низкие (часто, конечно, относительно) процентные ставки по потребительским кредитам обусловлены дополнительными услугами, которые предоставляет либо кредитор, либо другое лицо, и предоставляются эти услуги, конечно, за Ваш счет;
  • эти услуги, в основном, страхование (жизни и здоровья в пользу кредитора, либо еще какое страхование вплоть до невозврата самого кредита), по сути являются некими обеспечительными мерами по возврату Вами кредита кредитору (банку, МФО);
  • эти услуги должны быть четко указаны в упомянутом заявлении и также четко указана их стоимость (все гарантии за Ваши деньги, что в общем справедливо, хотя и удорожает сразу сильно все это удовольствие);
  • если услуги не указаны, или не прописана их стоимость — это повод Вам такие услуги не потреблять – т.е. не заключать договор страхования или иной договор.

Это тоже важно знать и помнить. Чтобы не быть обманутым.

Очень часта такая ситуация: в заявлении о получении потребительского кредита на льготных условиях (особенно это касается кредитных карт) нет ни слова ни о какой страховке, а с картсчета (с карточки) практически сразу после ее активации списываются (часто небольшие 200-500 рублей) суммы.

Вроде немного, но ведь Вы все посчитали, Вам пообещали, что обслуживание карты бесплатное — и тут такая неприятность. Мелкая, но свербит.

Вы набираете многоканальный номер, после ответа оператора начинаете объяснять с недоумением в голосе про списания и после вежливого: «Хорошо, сейчас посмотрю, подождите немного» – Вам сообщают, дак все правильно — это страховка. Вот страховую премию исписывают. И будут списывать ежемесячно. Все правильно.

НЕТ, НЕ ПРАВИЛЬНО! ВАС ОБМАНЫВАЮТ!

Надо:

  • сначала быстро писать претензию в Банк;
  • по истечении срока на ответ и неполучении ответа или получении невразумительного — писать заявление регулятору, в Главное Управление ЦБ РФ по Вашему региону. Именно тому, кто грозит пальчиком и пишет письма кредиторам – не нарушайте закон.

Как правило, этого достаточно. Но если и это не поможет, тогда только в суд, а перед этим – к юристу. В суде без него никак. Уж извините.

И помните: никто за Вас не будет бороться за Ваши права. Так было всегда, хоть и выглядело порой несколько иначе.

А начинать за них бороться при получении потребительского кредита Вы должны уже при прочтении все того же пресловутого заявления.

Удачи.

Но если что — Вы знаете, как нас найти.

Источник

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Theme by Anders Norén