Новости

​Страховка от страховщиков

Автомобилисты продолжают обвинять страховщиков в навязывании дополнительных услуг при покупке полисов ОСАГО и жаловаться на трудности с приобретением этих полисов. Банки.ру объясняет, как действовать в ситуациях, когда недобросовестная компания отказывается продавать полис ОСАГО или навязывает допуслуги.

Российский союз автостраховщиков (РСА) продолжает вести ежедневный мониторинг продажи полисов ОСАГО. Прежде всего на тех территориях, где обстановка с продажей полисов наиболее сложная. После того как Банк России обнародовал скорректированные в сторону роста (на 40–60%) базовые тарифы ОСАГО, которые вступили в действие с 12 апреля, в значительной части регионов сложилась критическая ситуация с доступностью полисов ОСАГО.

РСА представил предварительные результаты ежедневного мониторинга. За период с 6 по 10 апреля 2015 года в РСА поступило 235 жалоб на страховые компании и страховых агентов, почти все они устные: автовладельцы обращаются по телефону либо приходят в представительство союза и сообщают о проблемах с продажами.

Большинство претензий касаются отказов в заключении договоров ОСАГО и навязывании дополнительных услуг. Наибольшее число жалоб зафиксировано в Уральском федеральном округе – 118, из них 73 связаны с отказами в заключении договоров ОСАГО, 38 – с навязыванием дополнительных услуг, семь – с удаленностью филиалов страховщиков. В Дальневосточном федеральном округе принято 12 обращений, в Сибирском – 27, в Приволжском – 31, в Южном федеральном округе – 27. В исполнительный аппарат РСА за период с 6 по 10 апреля 2015 года поступило четыре обращения на отказ в заключении договора и 16 – на навязывание дополнительных услуг. Но, разумеется, жалуются в РСА далеко не все «пострадавшие».

Страховые компании накануне повышения тарифов не желали продавать полисы по старым расценкам и всячески препятствовали клиентам в заключении договоров ОСАГО. К жалобам клиентов на длинные очереди в офисах продаж и сокращенный рабочий день компаний добавились и другие многочисленные поводы. Как и прежде, автомобилисты жаловались на навязывание дополнительных услуг (например, страхование квартиры, дачи, дома, жизни, от несчастного случая и т. д.) при покупке ОСАГО. Тем клиентам, кто не согласен на дополнительные услуги, страховщики сообщают об отсутствии бланков или мотивируют отказ якобы распоряжением руководства. Кроме того, страховщики нередко отказываются продавать полисы ОСАГО, ссылаясь якобы на технические сбои в работе базы АИС РСА (единая база данных по ОСАГО), что зачастую не соответствует действительности.

По словам президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, любой отказ страховой компании в продаже полиса ОСАГО, независимо от причины, следует считать необоснованным. Дело в том, что договор ОСАГО является публичным. Страховщик обязан заключить соответствующий договор с каждым обратившимся клиентом. Автомобилисты, которые при попытке купить полис ОСАГО сталкиваются с недобросовестными страховщиками и фактами навязывания допуслуг, как правило, вынуждены обращаться за заветным документом в несколько компаний. «Негодование у автовладельцев это вызывает только тогда, когда они десять компаний обойдут, – и, соответственно, в этом случае они начинают каким-то образом действовать», – рассказывает Тюрников.

В пресс-службе Российского союза автостраховщиков говорят, что правомерным отказ в продаже полиса ОСАГО будет в случае, если у страховщика закончились бланки полисов и получить дополнительные он не может из-за того, что исчерпал квоту на их получение. Также отказ можно считать правомерным, если клиент не предоставил весь комплект необходимых документов и они не соответствуют требованиям. Если же страховщик ссылается на исчерпание квоты, клиенту рекомендуют запросить у компании мотивированный отказ в письменном виде, который в последующем нужно направить в Банк России или РСА. «Если страховщик все-таки отказывается продавать полис ОСАГО, это необходимо каким-либо образом зафиксировать. Рекомендуется направить заявление о заключении договора страхования по установленной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес страховой компании. Это позволит доказать факт получения компанией вашего заявления. Факт отказа в заключении договора ОСАГО в самом офисе можно подтвердить с помощью фото-, аудио- или видеоустройств. Эти средства должны позволять идентифицировать место и обстоятельства отказа, а также точно определить дату и время», – разъясняют в РСА.

Тюрников отмечает, что страховщики не дают письменный отказ. Поэтому достаточно зафиксировать факт отказа в продаже ОСАГО или навязывание дополнительных услуг свидетельскими показаниями (в письменном виде с указанием контактных данных свидетелей) и аудио- либо видеозаписью. Далее нужно написать заявление в Банк России. «Центробанк не будет размышлять о том, достаточно или недостаточно доказательств. Есть подтверждение – всё, сразу штраф. Поэтому лучше со свидетелем (другом) зайти в одну страховую компанию, чем одному обежать десять организаций и сталкиваться с проблемой», – советует он, напоминая, что за отказ в продаже полиса ОСАГО в отношении страховщиков предусмотрены штрафные санкции – в размере 50 тыс. рублей. «Если ста клиентам откажут – соответственно, заплатят штраф в 5 миллионов рублей», – подчеркивает Тюрников.

Старший юрист московской коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев видеозапись считает неприемлемой в спорах со страховщиками, поскольку статья 152.1 Гражданского кодекса РФ гласит, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. «Это справедливо и к работникам страховой компании», – добавляет Голенев.

Президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс полагает, что часто сложно разделить кросс-продажи и навязывание услуги. Злоупотреблением он считает те случаи, когда обязательным условием продажи полиса ОСАГО становится требование приобрести еще и полис по другому виду страхования либо иную услугу. (Нельзя забывать, что навязанной услугой бывает не только другой вид страхования, но и техосмотр и даже требование помыть машину за пару тысяч рублей.) «Если подтвердятся случаи навязывания дополнительных услуг и к нам поступят объективные жалобы, РСА будет применять жесткие меры в соответствии с правилами профессиональной деятельности и требованием законодательства», – предупреждает Юргенс.

Руководитель направления андеррайтинга моторных видов компании «БИН Страхование» Олег Шебанов уверен, что последнее повышение базовых тарифов по ОСАГО лишь частично решит проблему автомобилистов, поскольку апрельский рост тарифов по «автогражданке» для некоторых регионов все равно недостаточен. «Не стоит забывать о росте цен на запасные части (это отразится на уровне убыточности продукта) и повышении лимитов ответственности. Повышение тарифов для многих филиалов позволит избежать проблем с отсутствием бланков, но для убыточных регионов не решит проблемы», – констатирует эксперт.

Добавим, что автомобилисты, сталкивающиеся с трудностями при заключении договоров ОСАГО, могут обратиться в Российский союз автостраховщиков, который осуществляет прием жалоб и обращений от страхователей на действия компаний. Адрес электронной почты для приема отсканированных копий жалоб и обращений: [email protected], [email protected] Бланк жалобы можно скачать на сайте РСА. Также по всем возникающим вопросам можно обращаться по бесплатному телефонному номеру горячей линии РСА: 8-800-200-22-75, (495) 641-27-85 (для жителей Москвы).

Данис ЮМАБАЕВ, Banki.ru

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.